Проблемы с ТКО становятся всё более актуальными для нашей области. Отсутствие системного вывоза мусора, заполненные свалки, антисанитария, препятствия, «серые» перевозчики, садоводческий мусор, мешающий вывозу отходов и прочие вопросы были подняты на круглом столе Орловского областного Совета народных депутатов.
Для выявления всех проблем и противоречий, связанных с вывозом и захоронением мусора, а также для совместного поиска пути их решения были приглашены все стороны. В круглом столе приняли участие экологические активисты, региональный оператор, профильный департамент, органы администрации, народные депутаты, представители компаний-перевозчиков, организаций, осуществляющих уборку и сортировку ТКО.
Одна из первых проблем связана с контейнерами. Сейчас региональный оператор в течение года приобретает порядка 300–400 контейнеров для муниципальных образований, но этого недостаточно. На сегодняшний день в регионе для накопления ТКО используется 19 700 контейнеров, однако значительная их часть требует замены. Более того, ежегодно для замены вышедших из строя емкостей требуется порядка 2000 контейнеров и бункеров. Поскольку это зона ответственности муниципалитетов, то для разрешения этой проблемы необходимо увеличить объём закладываемых средств в формируемый бюджет муниципалитета. Сейчас в областной столице происходит реализация целевой программы «Обустройство мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории города Орла». В рамках данной программы предусмотрено обустройство 47 контейнерных площадок и 10 специальных площадок для накопления КГО.
Следующей острой проблемой является наличие смешанного мусора. В нашем регионе городские свалки переполнены, поэтому одним из способов решения данной проблемы является переработка мусора. В связи с этим в Орловской области было открыто несколько предприятий по сортировке и переработке мусора. Однако смешанный мусор, например, кусты, батва и прочая органика сильно затрудняет их работу. Кроме того, крупные кусты мешают перевозчику в сборе ТКО. Такую же проблему создаёт строительный мусор и прочие крупногабаритные отходы. Для решения данной проблемы необходима работа с населением, внедрение практики раздельного сбора мусора и создание дополнительных отдельных контейнерных площадок. В конце прошлого года было приобретено 362 контейнера для сухих отходов, в настоящее время они установлены на территории города, но на мой взгляд, этого количества недостаточно.
Проезд тоже является острой темой для нашего региона. С конца прошлого века количество автомобилей и уровень потребления значительно вырос, однако инфраструктура города осталась прежней. Зачастую перевозчикам сложно добраться до своей цели, и дополнительным риском является повреждение чужого имущества. По словам представителей перевозчиков, страховые компании отказываются оформлять полисы ОСАГО для их спецтехники, мотивируя это якобы большой аварийностью с участием мусоровозов. Решением этой проблемы является переустройство урбанистики города и создание специальных дополнительных зон по сбору мусора.
Последний вопрос касался «серых» перевозчиков и незаконных свалок. В Орловской области существуют десятки «серых» перевозчиков, которые формируют дополнительный мусор возле контейнеров и организуют незаконные свалки вокруг городских агломераций, что приводит к дополнительным рейсам и трате времени и сил на ликвидацию подобных свалок.
По итогам обсуждения депутатами было принято решение рассмотреть возможность принятия законодательных инициатив, касающихся наказания «серых» перевозчиков и обязательного страхования спецтехники. Кроме этого, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области была дана рекомендация возобновить деятельность общественников и рабочих групп из представителей организаций, осуществляющих деятельность по анализу и обсуждению проблем, происходящих в сфере ТКО.