Один из первых выездов Президента России Владимира Путина после начала специальной военной операции на Украине был посвящен шестому Каспийскому саммиту, в рамках которого он встретился с лидерами Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении.
На саммите Владимир Путин обсудил с лидерами стран такие вопросы, как борьба с организованной преступностью, наркоторговлей и международным терроризмом. Также члены саммита сконцентрировали своё внимание на инфраструктурных и транспортных проектах, а также на проектах, которые могут помочь в развитии туризма и заботы об окружающей среде, укреплении образовательных, спортивных и культурных связей между народами.
Владимир Путин отметил необходимость запуска транспортного коридора «Север — Юг» протяженностью 7200 километров, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии.
На мой взгляд, это крайне важный проект, поскольку он не только улучшит экономическое положение нашей страны, но и существенно укрепит её позицию на международном уровне. Это связано с тем, что за последние годы США, Китай и Турция существенно усилили своё влияние на Среднюю Азию. Так, например, 10 лет назад США под инициативой НАТО пытались создать военно-морскую базу в казахстанском порту Актау. А действующий президент Казахстана активно сотрудничает с правительством Китая. Эти действия вызывают негатив у населения, ведь соседний Узбекистан в 2021 году был должен Китаю сумму в размере 16 процентов своего ВВП, а долг Киргизии составлял более 20 процентов ее ВВП. В свою очередь, Турция активно сотрудничает с Азербайджаном, реализуя совместные экономические, политические и военные проекты. Например, в прошлом году проводились совместные азербайджано-турецкие учебно-тренировочные занятия групп подводного нападения и обороны. Кроме того, Турция активно развивает проект Транскаспийского коридора в обход России.
Безусловно, каждый игрок на геополитической шахматной доске сам выбирает свою стратегию. И в вопросе транспортного коридора «Север — Юг» я полностью солидарен с нашим президентом, поскольку реализация этого проекта усилит наши позиции в Средней Азии, а также позволит создать дополнительные транспортные коридоры на юге России с выходом в Чёрное море. Таким образом будут сглаживаться противоречия всех игроков и сохраняться баланс в регионе, который британский географ и профессор Оксфордского университета Х. Маккиндеру обозначил как Хартленд (англ. Heartland – «сердцевина», срединная земля).