На последней встрече страны G7 (Франция, США, Великобритания, Германия, Канада, Япония, Италия) заявили, что санкции против России не затронут продовольственный сектор. Также с момента начала СВО многие из этих стран, в особенности США, обвиняют Россию в глобальном продовольственном кризисе. Однако так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что сельскохозяйственная продукция перевозится в основном не по железной дороге, а по морю. И тут следует отметить, что санкции, введенные Западом против российского морского судоходства, представляли из себя настоящую морскую блокаду, поскольку российским судам с марта запрещали заходить в порты или отказывали в обработке российских грузов. Также проблему перевозки грузов осложнили крупные мировые компании, например, такие, как Maersk, Mediterranean Shipping Company, которые покинули наш рынок. Кроме этого, с начала СВО последовало отключение электронных систем навигации судов российских судовладельцев от обновлений и от корректуры электронных навигационных карт.
Эксперт по морским перевозкам и главный редактор интернет-портала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко ещё в марте писал, что лондонская компания Lloyds Register перестала продавать навигационные обновления не только судам, которые принадлежат российским судовладельцам, но и судам, находящимся в управлении у российских компаний или контролируемым российскими компаниями иными способами.
Таким образом, наши суда по ныне действующим международным правилам, не получив необходимое обновление электронных карт, стали считаться не мореходными и могли быть задержаны, что привело к снижению транспортного потока. Поэтому заявления о вине России в продовольственном кризисе звучат крайне странно.
Также Россию обвиняют в том, что она блокирует вывоз зерна из Украины, что приводит к голоду в Африканских странах. Однако сейчас зерно с Украины транспортируется на склады в Европе вместо стран Африки и Ближнего Востока, куда оно изначально должно было поставляться. Кроме того, директор офиса ФАО по связи с Россией Олег Кобяков сообщил, что застрявшее в черноморских портах украинское зерно — это 0,2% от всего производства зерновых в мире, и это менее 1% зерна, оборачиваемого на мировом рынке.
О существующем продовольственном кризисе было известно ещё задолго до спецоперации. Буквально 2 года назад ООН предупреждала, что торговые войны, экстремальные погодные явления и экономические потрясения после пандемии COVID-19 могут привести к продовольственному кризису. Кроме того, последние 6 лет вместе с ростом численности населения с 7,4 млрд до приближающегося рекордного показателя в 8 млрд ежегодно увеличивается число голодающих в мире примерно на 10 млн человек в год.
Как сообщает директор офиса ФАО по связи с Россией Олег Кобяков, пандемия резко увеличила масштабы голода, добавив к числу голодающих еще порядка 110-120 млн человек. В 2021 году их общее число составило 820 млн человек.
Кроме того, в 2021 году произошёл рост цен на минеральные удобрения. При этом самую высокую динамику показали азотные удобрения (+250% по сравнению с 2020 годом). Вдобавок в 2021 году произошла засуха в ряде стран, например, в Индии, Казахстане, Узбекистане и т. д. В свою очередь Китай, например, столкнулся с нехваткой продовольствия из-за наводнений, а Франция боролась с проблемой поздних заморозков.
В дополнение следует отметить, что в 2021 году по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций, цены на продовольствие выросли на 23,1%, показав самый быстрый темп роста более чем за десятилетие.
В заключение можно сделать вывод, что существующий продовольственный кризис был вызван вовсе не Российской Федерацией, а рядом факторов, таких как рост населения Земли, засуха, продовольственная инфляция, рост цен на удобрения, снижение логистических маршрутов из-за COVID-19 и конечно же санкций, которые препятствуют вывозу продовольствия.